Дорогие зрители!
В этом году, к сожалению, мы снова проводим ежегодную культурно-образовательную акцию «Ночь искусств» в онлайн-формате из-за пандемии. Предлагаем вам небольшой экскурс в историю Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева, который является одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организуется большое количество различных мероприятий, и где можно интересно провести время в Орле.
Для гостей города этот храм искусства представляет интерес как образец архитектуры и национальной культуры, один из пунктов экскурсионной программы региона. Это также центр духовной жизни города, место собрания юбилейных торжеств.
В театре есть уникальный Музейный зал его основателя графа С.М.Каменского. Открытие Музейного зала состоялось 9 ноября 1993 года, в день рождения И.С. Тургенева. В эти дни в Орле проходил театральный фестиваль «Русская классика».
Первым приблизил прошлое к современному зрителю старинный спектакль по пьесе А. И. Писарева «Хлопотун», сыгранный актерами на новой театральной сцене. Потом были сыграны «Провинциалка», «Завтрак у предводителя», «Неосторожность», «Где тонко, там и рвется», «История лейтенанта Ергунова» И.С. Тургенева, «Комедийки» Л.Н. Андреева, «Нездешние цветы» и «Вихрь чувств» И.А.Бунина, «Жемчужное ожерелье» и «Амур в лапоточках» Н.С. Лескова и многие другие.
Музейный зал орловской сцены задумывался и создавался как музей-театр. Его концепция заключалась в удивительно оригинальной и, в тоже время, простой форме существования: создать экспозицию с живой, действующей сценой, на которой будут идти спектакли по произведениям писателей-орловцев, ставших классиками мировой литературы. С того памятного вечера прошло двадцать восемь лет.
Музей расположен в здании театра, построенном в 1975 году. Художник проекта музейного театра Владимир Блинов. Автор концепции — заместитель художественного руководителя по репертуару Ольга Нестерова.
Часть фойе второго этажа театра, в правом крыле, отгорожена декоративной полупрозрачной стеной. Музейная площадь составляет 315 кв. метров. Принцип построения экспозиции театрального музея — тематико-хронологический.
Центр музейного зала — миниатюрная деревянная сцена. Занавес, выполненный в технике «батик», создан воображением художника Татьяны Блиновой всего из одной строчки воспоминаний первого историка театра Гурия Эртаулова, который описывал открытие театра графа С.М. Каменского 26 сентября (8 октября)1815 года: «Взвился занавес с изображением Парнаса, Аполлона и девяти Муз».
В зрительном зале музея сорок мест: тридцать девять отданы зрителям, а сороковое — незримо присутствующему на каждом спектакле основателю театра — графу С.М. Каменскому.
Вблизи сцены находится грим-уборная — своеобразный памятник крепостной актрисе Кузьминой. Высокое старинное зеркало с потускневшей амальгамой, гримировальный столик с выдвижными ящиками, стул, акварельный портрет на стене. Через окно можно заглянуть в мир старинного закулисья...
Рассказывая о выдающейся актрисе Козьминой (Кузьминой), исполнявшей на орловских подмостках роли шекспировских Дездемоны, Корделии, Луизы в «Коварстве и любви» Шиллера, ее трагической судьбе, мы чтим талант всех актрис крепостного театра. Среди них — солистка Лебедева — исполнительница заглавной партии в опере С. Давыдова и Ф. Кауэра «Леста, днепровская русалка», с успехом шедшей во многих театрах России. Это драматические актрисы Цветкова, Козакова, Рычкова, Степанова и Груня Кравченко, которая попала в труппу графа шестилетним ребенком и была выменяна со своими родителями на деревню в 250 крепостных душ. Аграфена Кравченко впоследствии станет партнершей великого Михаила Щепкина и сыграет с ним два спектакля на орловской сцене.
Портрет великого актера, талантом которого граф С.М. Каменский хотел украсить свою труппу, ради чего вел за него торг осенью 1818 года, находится среди экспонатов раздела «Крепостной театр».
У нашего театра богатая история. Долгое время он назывался «Крепостным театром графа Каменского». Осенью 1815 года состоялся премьерный спектакль, который пользовался большим успехом у публики. Многие современники отзывались о начинании графа следующим образом: «Граф себе в убыток делает великое удовольствие городу». Театр располагался на Соборной площади (ныне площадь С.М. Каменского).
После кончины графа Каменского его дело было продолжено антрепренёрами. И после революции, несмотря на сложную обстановку и разруху, театр не прекращал своей деятельности. В 1919 году было принято решение о том, что каждую неделю театр предоставляется в распоряжение рабочих, вниманию которых был представлен цикл бесплатных спектаклей. В годы Великой Отечественной войны концертные бригады, в которых участвовали актёры театра, играли в госпиталях и воинских частях.
В 1949 году Орловский театр был назван в честь выдающегося писателя И.С. Тургенева, и с этого момента жизнь театра навсегда была связана с этим именем. В 1996 году театр получает звание «академический».
В заключение, мы хотим вам сказать: «У каждого человека есть потребность в искусстве. Из всех добродетельных развлечений всегда выбирайте интеллектуальные. И помните, окружающий мир не меняется насилием и сквернословием, он меняется добрым словом и уважительным отношением к человеку».
Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.