Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39
28 октября 2021

Дорогие зрители!
Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева является одним из излюбленных культурных пространств города, на базе которого организуется большое количество различных мероприятий, и где можно интересно провести время в Орле. В этом году ежегодную культурно-образовательную акцию «Ночь искусств» мы снова проводим, к сожалению, в онлайн-формате из-за пандемии. Не скучайте. Предлагаем вам

50 интересных и удивительных фактов о театрах мира

1.Театр является одним из самых старых методов развлечения публики.
2. История театра начинается с того древнего времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой.
3. В современном мире существуют тысячи оперных, драматических, эстрадных, комедийных, камерных и других театров.
4.А родиной театра в современном его виде считается Древняя Греция.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ
5. Символами театра считаются театральные маски. Две маски — комедии и трагедии — олицетворяют собой театр вообще.
6.Также маски символизируют его древность, поскольку в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять яркие маски, выражающие различные эмоции, а вместо рта имели рупор, усиливающий звук.
7. У театра есть покровительницы — древнегреческие музы: муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия.
8.В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.
9.В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположенного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах.
10.Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

11.Театральный занавес (или главный, портальный) — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный по границе зеркала сцены.
12.Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
13.Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства. Тогда одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес.
14.Сейчас существуют несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной занавес, складной занавес.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕЕР
15. Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника, как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
16. В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».
17.Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели. Поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе — суфлеру. Каждый актер имел на руках только свой текст, на заучивание которого и репетиции отводилось всего несколько недель.
18. Откуда же могла появиться пиратская пьеса? От стенографов, сидящих в зрительном зале (но тогда не было еще таких специалистов), или от артистов, выучивших текст пьесы наизусть во время репетиций.

СИДНЕЙСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
19. Современные много сериальные фильмы — не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами. Кстати, в Сицилии и по сей день можно попасть на представление длиною в месяц.
20. Пьеса древнегреческого драматурга Фриниха о разорении греческого люда настолько огорчила зрителей, что весь театр разорился слезами. В наказание драматурга отправили на суд, выдвинули штраф и запретили поставку его пьес.

КИТАЙСКИЙ ТЕАТР «ЖЕМЧУЖИНА НА ВОДЕ»
21. Самый большой в мире театр находится в Китае. Он называется «Жемчужина на Воде». Его высота — порядка 50 метров, ширина — 215, длина — 145 метров.
22. Для усиления выразительности театр Возрождения пользовался как простыми навыками средневекового театра: горе — воздетые к небу руки, злорадство — «адский» смех, так и приемами античной ораторской манеры — жесты рук, кистей рук и пальцев. Образцы такой жестикуляции приводятся в трактатах Джона Булвера «Хирология» и «Хирономия» 1644 года.
23. На одном из одесских кладбищ есть могила актёра М.Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски».

ТЕАТР В НОРВЕГИИ
24. Норвежская столица Осло входит в список театральных «креативщиков». В самом центре города разместился оперный театр — огромное здание из мрамора и стекла со смотровой площадкой, протянувшееся вдоль побережья на несколько сот метров.
25.Его сцена состоит из 16 площадок, независимых друг от друга и способных перемещаться в пространстве под разными ракурсами. Такая конструктивная находка позволяет создавать самые замысловатые декорации, вводя зрителей в эмоционально-культурный транс. Постановки отличаются своей разноплановостью и оригинальностью прочтения, а число посетителей театра за все время его существования уже превысило 8 миллионов человек.

ТЕАТР В ПЕКИНЕ
26. Гигантское «яйцо» из стекла и титана, словно фантастическая подводная лодка, всплывшая посреди Пекина — не что иное, как здание современного театра. Его создатель, архитектор, француз Поль Андре, дал волю своей фантазии и сделал настоящий футуристический объект.
27.Чтобы попасть в холл театра, нужно пройти по подводному тоннелю длиной 80 метров, и уже это одно приводит в восторг. Помимо спектаклей, здесь проводятся симфонические концерты и различные шоу-программы.
28. Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто — обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом.

В МИЛАНСКОМ ТЕАТРЕ ЛА-СКАЛА
29. Аплодисментам в театре всегда уделяли большое внимание. Уже в античное время зрителям указывали, когда нужно аплодировать, а в одном ионийском театре давали возможность аплодировать воинам, потерявшим руку в бою, для этого перед ними сажали лысых рабов, по голове которых и могли хлопать одной рукой инвалиды.
30.Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».

31. Самым старым театром в Европе считается театр Маноэль (Валлетта), построенный в 1731 году, это действующий театр на 650 зрителей с уникальной акустикой зала. При театре есть музей.
32. В римской пантомиме гетеры (независимые свободные женщины) были облечены в прозрачные туники. По ходу выступления они их с себя снимали. Однажды одна из танцовщиц по имени Феодора так привлекала своей красотой, что в итоге на ней женился римский император Юстиниан.
33.За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек с палкой, которого называли рабдух, который мог утихомирить разбушевавшегося зрителя.
34.Какое-то время римская комедия не разрешала изображать римлян в смехотворном виде. Поэтому шутили в основном над греками и их бытом. В свою очередь греческая комедия показывала только «смешных» римлян.
35.В расцвет античного театра Афин всех жителей, кроме рабов, обязывали посещать трагические постановки. Тем, у кого не хватало средств, государство выплачивало компенсацию.

САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР В МИРЕ. АВСТРИЯ, ГОРОД ФИЛЛЫ
36. Самый маленький театр в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится в австрийском городке Филлах. Театр под названием «Кремлевский двор» («Kremlhof») со сценой, размер которой 1,3×1,3. метра, рассчитан он только на 8 зрителей.
37. Внешне театр выглядит как маленький деревянный павильончик. Открылся театр в 2009 году, его особенностью является то, что он предлагает постановки на русском языке. Также несколько спектаклей актеры театра играют на словенском языке и диалекте немецкого.



ТЕАТР БРЕГЕНЦ, АВСТРИЯ
38. Удивляют театры не только постановками, но и самим своим видом — архитектурой, расположением, внутренним убранством и т.д. Не говоря уже о том, что происходит на сцене. Заядлые театралы хорошо знакомы с небольшим австрийским городком Брегенц, куда ежегодно со всего мира съезжаются любители оперы и театрального искусства.
39.Все его представления проходят на плавучей сцене — специальной конструкции, вмещающую множество декораций и сложную систему освещения. Все вместе дает потрясающий зрительный эффект, который только усиливается на фоне солнечных летних закатов и отблеска озерной воды. На берегу оборудованы места для 6000 зрителей, поэтому билеты раскупаются за полгода вперед.
40. Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.

41. Здания театров, театральные атрибуты, портреты знаменитых театральных деятелей изображались на современных денежных знаках разных стран — монетах и купюрах.
42.У нас на сторублевой купюре изображён Большой театр в Москве. На одной её стороне изображена скульптурная композиция, украшающая Большой театр, а на обратной — само здание Большого театра с этой же композицией.
43. Используя в речи различные афоризмы, мы мало задумываемся над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например: Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка».
44.Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня — провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
45. 27 марта во всем мире отмечают День театра. World Theatre Day был учрежден в 1961 году в Вене, на IX конгрессе Международного института театра при Юнеско и отмечается ежегодно с 1962 года.

АФИШНАЯ ТУМБА
46. Афишная тумба — уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш — была придумана во Франциии и носит имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1868 году разрешение городских властей Парижа установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, при условии, что внутри тумбы городские дворники прятали бы свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
47. При постановке театральных спектаклей используется реквизит (от лат. requisitum — потребность), если его отсутствие не предусмотрено режиссерским замыслом. Реквизит — совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для театральной постановки.

В МАЛОМ ТЕАТРЕ В МОСКВЕ
48.Также используется бутафория — поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций. Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья.
49. В наше время в мире существует театр жестикуляций для глухих и слабослышащих.
50. Театр — это своеобразное колдовство, создаваемое живыми людьми на сцене «здесь и сейчас». Каждый спектакль даже самых долгоиграющих постановок имеет свою душу и почерк. Без театров немыслимо современное общество любого народа.



В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ В МОНАКО

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!