Дорогие друзья, в «Ночь искусств» мы традиционно проводили экскурсию по ночному театру. В этом году мы лишены такой возможности, предлагаем сегодня небольшой исторический экскурс в постановку на орловской сцене пьесы «Гроза» А.Н.Островского, премьеру которой режиссер Яна Гловацкая готовит выпустить уже в этом театральном сезоне.
Я.Е.Гловацкая
«... Одним из видных театров российской провинции в прошлом веке был театр в Орле. Здесь пьесы Островского знали хорошо, нередко ставили их умно и талантливо. В репертуаре Островского орловцы во второй половине столетия посмотрели на своих подмостках лучших русских актеров.
А.Н.Островский
В 1861 году в Орле сыграли «Грозу». В спектакле в роли Дикого выступил Николай Рыбаков — великий русский актер-демократ. В своей игре он достигал исключительной силы социального обобщения, показывая самодурство, достигшее предела, давал «апофеозу самодурства». Стоит к тому же вспомнить, что это развенчание и ниспровержение «темного царства» совершилось в Орле, в старокупеческом гнезде, где заедавшие чужой век Дикие и Кабанихи были еще во всей страшной силе своей.
Н.Х.Рыбаков
В1860-х годов лучшие актеры орловской труппы — Константин Берг, Александра Шуберт, молодой Владимир Давыдов, Александр Погонин и другие боролись за репертуар, который отвечал бы потребностям демократического зрителя, прежде всего за пьесы Островского, видя в нем несравненного художника, давшего, по выражению Добролюбова, «полноту изображения русской жизни».
Вероятно, орловские актеры, исполняя Островского, в какой-то степени следовали уже установившейся традиции Малого театра, вестником которого для них была видная русская актриса Александра Ивановна Шуберт, впервые выступавшая в Орле под фамилией Куликовой в сезон 1863 — 1864 годов. Ученица М.С. Щепкина, приятельница Островского и Достоевского, Шуберт сразу покорила публику несравненным обаянием и талантом, умением находить и высмеивать все прозаическое и глупое.
Афиши накануне сезона 1872 — 1873 годов оповестили орловцев, что театр снял антрепренер Петр Михайлович Медведев, в труппе которого заняты Шуберт, Стрепетова, Савина, Кудрина, Давыдов, Писарев, Погонин. Всех их орловским театралам хотелось поскорее увидеть на сцене. Слава медведевской труппы опередила их приезд. «Медведев был одним из лучших антрепренеров России», — свидетельствуют современники. Добрый приятель и единомышленник Островского, Медведев годами создавал театральный коллектив, равного которому в ту пору не назвать по талантливости и по той же ответственности за судьбы русского театра, что связывала воедино антрепренера и артистов, по тщательно и строго продуманной организации всей жизни труппы, где на первый план была вынесена забота об актере, о возможностях наиболее полного проявления его дарования. Потому-то из медведевского театрального коллектива и вышли те, кто десятилетия спустя прославил отечественную сцену — Стрепетова, Савина, Давыдов, Писарев и многие другие. В сезон 1872 — 1873 годов они были молоды. И как посчастливилось орловцам увидеть необычайно яркий восход талантов.
П.М.Медведев
Душою труппы Медведева, ее духовным вождем, идеологом был Модест Иванович Писарев — просвещеннейший артист, театральный критик, редактор десятитомного Собрания сочинений Островского, которое вышло в свет в 1904 — 1905 годах. М.И. Писарев познакомился с драматургом в самом начале 60-х годов, и очень скоро это знакомство перешло в крепкую, прочную дружбу. Всю жизнь Модест Иванович относился к Островскому благоговейно. Стрепетова, жена Писарева, вспоминает, что «прямым божеством был для него Островский, о котором говорил всегда с необычайным энтузиазмом». Островский высоко ценил актерское дарование Писарева, вместе с ним драматург осуществил свою мечту о постановке комедии «Свои люди — сочтемся!» в варианте, не искаженном цензурой.
М.И.Писарев
В Орле Медведев и Писарев составили репертуар театра так, что в нем первое место заняли комедии и драмы Островского.
Были поставлены «Гроза», «Лес», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место», «Снегурочка», «Дмитрий Самозванец», «Поздняя любовь», «Горячее сердце» и другие. 18 пьес Островского за два театральных сезона! Это были поистине сезоны Островского в Орле.
На орловской сцене роль Катерины в «Грозе» сыграла гениальная русская актриса Пелагея Стрепетова. До нее на театральных подмостках России не было актрисы, которая бы мучилась такой любовью к человеку униженному и поруганному и которая так иступленно, до самозабвения, всем существом своим жаждала добра, справедливости, счастья.
П.А.Стрепетова
... В 1880–1890-е годы в нашем городе триумфально проходили гастроли Гликерии Николаевны Федотовой — орловской уроженки. На сцене Малого театра знаменитая актриса сыграла 21 роль в пьесах Островского. Перед земляками актриса выступала в своих коронных ролях — актрисы Кручининой в комедии «Без вины виноватые», жены Ивана Грозного в исторической драме Островского «Василиса Мелентьева», Катерины в «Грозе». После спектакля «Гроза» орловцы поднесли артистке огромный букет, перевитый лентой, на которой было написано: «Великому таланту Гликерии Николаевне Федотовой. Орел. 21 ноября 1895 года».
Г.Н.Федотова
Пьесы Островского неизменно входили в репертуар, когда театр в Орле содержал известный театральный деятель, демократ, просветитель Василий Андреевич Крамолов. Он положил начато общедоступным спектаклям для зрителей из рабочей и ремесленной среды. Спектакль «Гроза» его труппа сыграла осенью 1906 года, а 1912 год прошел в Орловском театре как «сезон Островского».
Хранительницей традиций Островского, традиций Малого театра в советское время была замечательная русская актриса Таисия Дмитриевна Кученко-Емельянова, ученица Федотовой, игравшая в Орле с небольшими перерывами почти три десятилетия. «В июне 1923 года, — вспоминает Кученко-Емельянова, — я окончила высшее театральное училище. Первый театр, где я работала по окончании школы, — Орловский, первая роль, сыгранная здесь, — Варвара в „Грозе“ Островского» в постановке Л.В.Развозжаева.
Т.Д.Кученко-Емельянова
Последний раз пьеса «Гроза» ставилась на орловской сцене еще в довоенное время в сезон 1937-38 гг. главным режиссером театра М.М.Ляшенко.
М.М.Ляшенко
На фото: А.Н.Островский, Н.Х.Рыбаков, П.М.Медведев, М.И.Писарев, П.А.Стрепетова, Г.Н.Федотова, Т.Д.Кученко-Емельянова, М.М.Ляшенко, Я.Е.Гловацкая