Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

«Ночь искусств» с «Грозой»

02 ноября 2020

Дорогие друзья, в «Ночь искусств» мы традиционно проводили экскурсию по ночному театру. В этом году мы лишены такой возможности, предлагаем сегодня небольшой исторический экскурс в постановку на орловской сцене пьесы «Гроза» А.Н.Островского, премьеру которой режиссер Яна Гловацкая готовит выпустить уже в этом театральном сезоне.


Я.Е.Гловацкая

«... Одним из видных театров российской провин­ции в прошлом веке был театр в Орле. Здесь пьесы Островского знали хорошо, нередко ставили их умно и талантливо. В репертуаре Островского орловцы во второй половине столетия посмотрели на своих под­мостках лучших русских актеров.


А.Н.Островский

В 1861 году в Орле сыграли «Грозу». В спектак­ле в роли Дикого выступил Николай Рыбаков — ве­ликий русский актер-демократ. В своей игре он достигал исключительной силы социального обоб­щения, показывая самодурство, достигшее предела, давал «апофеозу самодурства». Стоит к тому же вспомнить, что это развенчание и ниспровержение «темного цар­ства» совершилось в Орле, в старокупеческом гнез­де, где заедавшие чужой век Дикие и Кабанихи были еще во всей страшной силе своей.


Н.Х.Рыбаков

В1860-х годов лучшие актеры орловской труппы — Кон­стантин Берг, Александра Шуберт, молодой Влади­мир Давыдов, Александр Погонин и другие боролись за репертуар, который отвечал бы потребностям де­мократического зрителя, прежде всего за пьесы Островского, видя в нем несравненного художника, давшего, по выражению Добролюбова, «полноту изображения русской жизни».

Вероятно, орловские актеры, исполняя Островско­го, в какой-то степени следовали уже установившей­ся традиции Малого театра, вестником которого для них была видная русская актриса Александра Ивановна Шуберт, впервые выступавшая в Орле под фамилией Куликовой в сезон 1863 — 1864 годов. Уче­ница М.С. Щепкина, приятельница Островского и Достоевского, Шуберт сразу покорила публику несравненным обаянием и талантом, умением находить и высмеивать все про­заическое и глупое.

Афиши накануне сезона 1872 — 1873 годов оповес­тили орловцев, что театр снял антрепренер Петр Ми­хайлович Медведев, в труппе которого заняты Шу­берт, Стрепетова, Савина, Кудрина, Давыдов, Писа­рев, Погонин. Всех их орловским театралам хоте­лось поскорее увидеть на сцене. Слава медведевской труппы опередила их приезд. «Медведев был одним из лучших антрепренеров России», — свиде­тельствуют современники. Добрый приятель и еди­номышленник Островского, Медведев годами созда­вал театральный коллектив, равного которому в ту пору не назвать по талантливости и по той же ответ­ственности за судьбы русского театра, что связывала воедино антрепренера и артистов, по тщательно и строго продуманной организации всей жизни труп­пы, где на первый план была вынесена забота об актере, о возможностях наиболее полного проявле­ния его дарования. Потому-то из медведевского те­атрального коллектива и вышли те, кто десятиле­тия спустя прославил отечественную сцену — Стре­петова, Савина, Давыдов, Писарев и многие дру­гие. В сезон 1872 — 1873 годов они были молоды. И как посчастливилось орловцам увидеть необычайно яркий восход талантов.


П.М.Медведев

Душою труппы Медведева, ее духовным вождем, идеологом был Модест Иванович Писарев — просве­щеннейший артист, театральный критик, редактор десятитомного Собрания сочинений Островского, ко­торое вышло в свет в 1904 — 1905 годах. М.И. Писа­рев познакомился с драматургом в самом начале 60-х годов, и очень скоро это знакомство перешло в креп­кую, прочную дружбу. Всю жизнь Модест Иванович относился к Островскому благоговейно. Стрепетова, жена Писарева, вспоминает, что «прямым божеством был для него Островский, о котором говорил всегда с необычайным энтузиазмом». Островский высоко ценил актерское дарование Писарева, вместе с ним драматург осуществил свою мечту о постановке ко­медии «Свои люди — сочтемся!» в варианте, не ис­каженном цензурой.


М.И.Писарев

В Орле Медведев и Писарев составили репертуар театра так, что в нем первое место заняли комедии и драмы Островского.

Были поставлены «Гроза», «Лес», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место», «Сне­гурочка», «Дмитрий Самозванец», «Поздняя лю­бовь», «Горячее сердце» и другие. 18 пьес Остров­ского за два театральных сезона! Это были поистине сезоны Островского в Орле.

На орловской сцене роль Катерины в «Грозе» сыграла гениальная русская актриса Пелагея Стре­петова. До нее на театральных подмостках России не было актрисы, которая бы мучилась такой любовью к человеку униженному и поруганному и которая так иступленно, до самозабвения, всем существом своим жаждала добра, справедливости, счастья.


П.А.Стрепетова

... В 1880–1890-е годы в нашем городе триум­фально проходили гастроли Гликерии Николаевны Федотовой — орловской уроженки. На сцене Малого театра знаменитая ак­триса сыграла 21 роль в пьесах Островского. Перед земляками актриса выступала в своих коронных ро­лях — актрисы Кручининой в комедии «Без вины виноватые», жены Ивана Грозного в исторической драме Островского «Василиса Мелентьева», Кате­рины в «Грозе». После спектакля «Гроза» орловцы поднесли артистке огромный букет, перевитый лен­той, на которой было написано: «Великому таланту Гликерии Николаевне Федотовой. Орел. 21 ноября 1895 года».


Г.Н.Федотова

Пьесы Островского неизменно входили в репер­туар, когда театр в Орле содержал известный теат­ральный деятель, демократ, просветитель Василий Андреевич Крамолов. Он положил начато общедос­тупным спектаклям для зрителей из рабочей и ре­месленной среды. Спектакль «Гроза» его труппа сыгра­ла осенью 1906 года, а 1912 год прошел в Орловском театре как «сезон Островского».

Хранительницей традиций Островского, традиций Малого театра в советское время была замечатель­ная русская актриса Таисия Дмитриевна Кученко-Емельянова, ученица Федотовой, игравшая в Орле с небольшими перерывами почти три десятилетия. «В июне 1923 года, — вспоминает Кученко-Емельянова, — я окончила высшее театральное училище. Первый театр, где я работала по окончании школы, — Ор­ловский, первая роль, сыгранная здесь, — Варвара в „Грозе“ Островского» в постановке Л.В.Развозжаева.


Т.Д.Кученко-Емельянова

Последний раз пьеса «Гроза» ставилась на орловской сцене еще в довоенное время в сезон 1937-38 гг. главным режиссером театра М.М.Ляшенко.


М.М.Ляшенко

На фото: А.Н.Островский, Н.Х.Рыбаков, П.М.Медведев, М.И.Писарев, П.А.Стрепетова, Г.Н.Федотова, Т.Д.Кученко-Емельянова, М.М.Ляшенко, Я.Е.Гловацкая

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!