Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ
А.Н. Островский
"ГРОЗА"
Драма
Театр "Камерная сцена", г. Лобня, Московская область
Режиссер - Ильсур Казакбаев
ПОЧЕМУ ГОРОД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУСТЫНЮ?
Четвертый день работы фестиваля «Русская классика» начался показом спектакля «Гроза» по драме А. Островского театра «Камерная сцена» города Лобня.
Режиссер - Ильсур Казакбаев.
Похоже, творческий коллектив театра - единомышленники коллег из Орла, у них общие цели и задачи. Так, например, радостно было узнать, что с 1996 года театр «Камерная сцена» тоже проводит свой международный театральный фестиваль «Русская классика. Лобня», в котором принимают участие коллективы из России, ближнего и дальнего зарубежья.
На фестиваль в Орле гости из Подмосковья привезли спектакль по хрестоматийному произведению отечественной драматургии, главной русской трагедии, лучшему творению Островского - драме «Гроза».
Поставить эмоционально захватывающий, живой спектакль по материалу, основные реалии, конфликты которого остались в давно минувшей эпохе - сложная задача. Однако создатели спектакля блестяще с ней справились. Несмотря на то, что вся постановка построена на смелых сценических решениях, и классический текст претерпел изменения - принципиальные для пьесы вопросы, поставленные автором перед читателями, остались неизменными, а это важнее формального, музейного соответствия.
Время действия - наши дни. Место действия – город Калинов, в котором царит бизнесвумен Марфа Игнатьевна Кабанова - ее играет Маргарита Пальмова - владеющая единственным, что может принести доход в этом несчастном городе - огромной трубой, в которую заключена Волга. Из-за того, что жадные дельцы украли у природы реку и людей, заключив ее в трубу, наступила страшная засуха, и город превратился в песчаную пустыню. Жители вынуждены носить белые одежды, спасаясь от палящего солнца.
Этимологически название «Калинов» связано не с растением калина, а с древнерусским словом «калить», т.е. разогревать металл докрасна.
Действительно, в Калинове жарко, как в аду: здесь пылают до красна страсти и сгорают, как спички, молодые жизни. В спектакле сделан акцент также и на гибели природы, не выдерживающей накала человеческой жадности.
Название «Калинов» связывают и с Калиновым мостом, который, согласно поверьям, был раскалённым. Этот мост был перекинут через огненную реку Смородину.
В спектакле через огромную трубу,по которой несутся воды некогда прекрасной и вольной Волги, тоже перекинут мост. На нем, как на трибуне, является Кабанова своим родным и жителям города - дьяволица в белом пальто с рассуждениями о морали и любви к ближнему.
Катерина - которую играет Екатерина Нефедова - любит природу, она выросла в окружении цветов, которые в детстве с любовью поливала каждое утро под пение птиц. В Калинове же всё давно мертво, и она сердцем чувствует дисгармонию, болезненную ауру этого места.
Вообще, тема природы, которую Островский, очень закрытый человек, называл «своей любовницей», была важна для него. Неслучайно, именно явление природы - гроза в пьесе становится олицетворением катастрофы человеческих судеб.
Экологическая тема, тесно связанная с нравственными проблемами, сегодня крайне актуальна,и создатели спектакля попали в яблочко, уделив ей внимание.
Хотя центральное место, разумеется, отводится трагической истории Катерины - девушки, тонко чувствующей, внутренне свободной, духовно талантливой, способной увидеть ангелов в луче света, переживающей единение с природой,как с живым существом, чувственной и страстной. Такая натура неизбежно вступает в конфликт с проглотом-Кабановой, не находит родственной души ни в одном из жителей Калинова, потому что все они живут по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Помните сцену «Великого бала у Сатаны» в романе Булгакова? Тут тоже происходит образно говоря бал, и в хвост и в гриву, и Сатана в юбке есть - Кабанова под руку с Диким - два клеща-кровохлеба, как у Зюскинда в «Парфюмере». В роли Дикого - Евгений Смирнов.
Бал лицемерия, где перед жителями Калинова рисуют благостную картинку, не имеющую ни малейшего отношения к реальности происходящего, простодырое шоу под аккомпанемент общих фраз о нравственности, долге и служении, вранье от альфа до омеги, румянящее себя какими только возможно добродетелями.
«Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было!» - хором поют присутствующие на балу.
Мы становимся свидетелями неразрешимого конфликта двух миров, двух характеров, мировоззрений: миром Екатерины, живущей по внутренней убежденности: «Звёздное небо надо мной и моральный закон во мне», и миром Кабановой и Дикого, в котором делай, что хочешь: развлекайся, оскорбляй, грабь, убивай - только бы шито да крыто было.
Для того, чтобы избежать морализаторства, создатели спектакля использовали сценические приемы драматургии Мартина МакДонаха: местами черный юмор, абсурд на грани фола, грубая реальность в сочетании с поэтической красотой.
Художник-постановщик Геннадий Скоморохов и художник по свету Павел Бабин создали необычайную, гротескную вселенную-фантасмагорию города Калинова. Даны ли в спектакле ответы на мучительные вопросы о судьбе Катерины, о будущем города Калинова?
Нет, ответов создатели спектакля не дают - здесь они тоже идут вслед за классиком...
В одном из писем Чехов писал, что русская литература не дает ответы ни на какие вопросы, но она хороша тем,что все вопросы правильно поставлены. В спектакле вопросы поставлены правильно.
