Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

РУССКАЯ КЛАССИКА". Дневник фестиваля. День первый

10 октября 2025

Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ

Н.С. Лесков
"ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК. ИСТОРИЯ ГРУШЕНЬКИ"
Исповедь влюбленного человека
Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева
Режиссер - Нелли Галченко
ЛЕСКОВ, ОЧАРОВАННЫЙ ЖИЗНЬЮ
Юбилейный, десятый по счету, международный театральный фестиваль «Русская классика» открылся спектаклем Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева «Очарованный странник. История Грушеньки», созданным по мотивам одноименной повести Н.С. Лескова.
Режиссер спектакля - Нелли Галченко.
Символично, что именно словом Лескова - писателя-классика, гениального стилиста, знатока загадочной русской души, открылся первый день работы фестиваля, который проходит на родине «самого русского писателя».
Темы исторической памяти, духовного начала в жизни и искусстве, поиска идеала в несовершенном мире проходят красной нитью через творчество писателя.
Те же вопросы вдохновляют создателей и участников фестиваля «Русская классика». Вслед за Лесковым, требовавшим от художника правдивости изображения жизни, современные творцы полагают, что настоящее искусство, в том числе театральное, должно служить людям, помогать им становиться лучше, пробуждать душу.
Зрители спектакля «Очарованный странник. История Грушеньки» увидели яркую, оригинальную интерпретацию известной со школьной скамьи повести. Становление Ивана Северьяныча Флягина, лесковского «праведника», в начале жизни - крепостного крестьянина, богатыря «огромной силы и широкой души», но временами жестокого и безрассудного, затем странствующего в поисках предназначения и искупающего свои невольные грехи, показано сквозь историю его безответной любви к цыганке Грушеньке, одаренной красавице-певунье.
Знакомство с ней и цепь последовавших за тем роковых происшествий стали судьбоносным событием для Флягина, поэтому глядя через это жизненное потрясение на героя, как через фантастический, очаровывающий самоцвет (помните, как Грушенька звала князя: «Золотой ты мой, изумрудный, яхонтовый!»), видишь Ивана Северьяныча настоящего, во всю силу характера, неординарности и артистизма натуры.
Михаил Лысанов талантливо воплотил удивительный и противоречивый характер героя, почти мифического чудо-богатыря, который через годы испытаний и страданий, находит свое истинное предназначение в самопожертвовании и служении.
Надежда Безрукова в роли Грушеньки убедительно рисует образ прекрасной, страстной, искренней в чувствах девушки. Она вся Любовь, нежданно-негаданно вспыхнувшая в сердце. Душа главного героя застывает в очаровании перед красотой Грушеньки.
Вокальные возможности актрисы позволяют раскрыть и музыкальное дарование юной цыганки. Вообще, в спектакле много музыки - как и в цыганской культуре, певуче-танцевальной, эмоциональной, веселой и загадочной. Музыкальное оформление спектакля, выполненное Александром Лазаревым, дает возможность ощутить богатство этой колоритной культуры.
Страстность характера главных героев и,одновременно, чистота их духовных стремлений особенно ясно звучат на фоне подчеркнуто строгой сценографии художницы Ольги Давыдовой: легчайшие занавеси вуалируют бездонное пространство сцены.
Павел Клячин, играющий Князя, помогает зрителю увидеть его персонажа как антипода Грушеньки и Флягина, при внешнем вроде бы единодушии и благообразии. Он кажется хоть и вздорным, но в остальном неплохим человеком, тем самым добиваясь доверия к себе. Однако при близком знакомстве Князь оборачивается подлецом, продающим за деньги любовь, дружбу и дворянскую честь.
Даже умный, проницательный отец Грушеньки, которого играет Павел Легкобит, на чьих глазах разворачивается история взаимоотношений любимой дочери с Князем, недооценивает опасность этого человека.
Вообще, в произведении Лескова нет положительного типа, нет идеального безгрешного героя, но есть те, кто стараются жить по совести, даже вопреки обстоятельствам и собственным слабостям. На таких людях в моральном отношении держится общество, они - его надежда и залог на лучшее будущее.
Поразмышлять на эти темы предлагают нам и создатели спектакля. «Очарованный странник. История Грушеньки» в постановке Нелли Галченко не только пример того, как по-новому можно взглянуть на литературное наследие, но и актуальное гражданское высказывание.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!