Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ
Ф.М. Достоевский
"КРОТКАЯ"
Фантастический рассказ
Орловский театр "Русский стиль" им. М.М. Бахтина
Режиссер - Владимир Дель
ЕСЛИ ПОСМОТРИШЬ В БЕЗДНУ, ТО БЕЗДНА ПОСМОТРИТ В ТЕБЯ
В пятый день работы фестиваля «Русская классика» был показан спектакль «Кроткая» по одноименной повести Ф. Достоевского Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина.
Режиссер - Владимир Дель.
Повесть «Кроткая» - одно из наиболее высоко ценимых критикой произведений Достоевского, считающееся квинтэссенцией его творчества, одним из самых совершенных его творений - о героине кроткой сердцем, но гордой духом. Писатель называл его фантастическим рассказом. Парадоксальность, с гнездящейся в ней страшноватой, фантастической тайной, есть и в загадке личности героини, и в поведении героя, и в ужасе ситуации, когда девушка решается на поступок, считающийся по церковным законам самым тяжким грехом - бросается из окна с иконой в руках.
Писатель и создатели спектакля приглашают нас к совместному размышлению, предлагают попробовать разгадать парадоксальные загадки, творимые самой жизнью, в которой день чередуется с непроглядной ночью, и бездне света - источнику разума наследует хаос и мрак бессознательного.
На создание повести, над которой Федор Михайлович размышлял семь лет, а написал за три недели, подтолкнуло громкое самоубийство дочери А.И. Герцена, трагический случай, когда молодая женщина выбросилась из окна с иконой в руках и сложная история его взаимоотношений со второй женой.
«Кроткая» считается одним из самых автобиографических произведений Достоевского. Это удивительный сплав авторской фантазии, остро актуального жизненного материала, шквала автобиографических деталей и литературных источников.
В фантастическую сложность и странность мира Достоевского Илья Дель и Анна Назарова погружают зрителя через музыкальную партитуру спектакля, метафоры и символы декораций и мизансцен.
Закладчик, которого играет Алесандр Столяров - жестокий, эгоистичный, жадный человек, желающий властвовать, доказывать 16-летней сироте, которой он старше почти на три десятка лет, кто из них прав, и кто в доме хозяин. В то же время он - закоренелый ипохондрик, которому не с кем поговорить, кроме как с самим собой, несчастный человек со своей правдой, которому, как и всем, хочется, чтобы его любили.
В герое повести много автобиографических деталей, писатель отчасти видит в нем себя, поэтому без всякой жалости, с особенным пристрастием судит своего персонажа.
Кроткая, роль которой исполняет Любовь Литвиненко - чистая душа, бесправная, бесприютная, нищая, задыхающаяся сначала от унижений и побоев теток, потом претерпевающая еще больше обид от мужа. Она не желает мириться с оскорбляющим ее поведением мужа, но она и винит себя за то, что хочет отомстить.
Героиня спектакля более решительна, чем героиня повести, в попытках отстоять справедливость, как она ее понимает, и свое достоинство: так, например, она не заменяет просительнице медальон на браслет, как в повести, а дает ей деньги мужа-ростовщика.
Ни время, ни слова, ни поступки Кроткой и Закладчика не приносят мира в отношения и не приближают их к взаимопониманию. Несчастная, запутавшаяся девушка, у которой теперь не было даже надежды на будущее, взяла в руки последнее, что у нее осталось, единственную свою личную вещь - родительскую икону и выпрыгнула с нею в окно...
Спектакль «Кроткая» о том, как спасти человека, как не дать ему сделать шаг в бездну.
