Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

"РУССКАЯ КЛАССИКА". Дневник фестиваля. День пятый

15 октября 2025

Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ

М. Горький
"ВАССА"
Драма
Театр драмы Республики Карелия
Режиссер - Сергей Стеблюк

«НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ НЕ ИДИТЕ НИКОГДА, ПРОТИВ КОГО БЫ ОНО НИ БЫЛО НАПРАВЛЕНО»

В пятый день работы фестиваля «Русская классика» зрители увидели спектакль «Васса» по пьесе М.Горького «Васса Железнова» Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская», Петрозаводск.

Режиссер - Сергей Стеблюк.

Спектакль вошел в лонглист фестиваля «Золотая маска» в 2018 году.
«...В игре ее конный не словит, В беде — не сробеет, — спасет;Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!»

Эти строки Некрасова как нельзя лучше характеризуют и горьковскую Вассу - «человеческую женщину», как называет ее младшая дочь Людмила, капиталистку-судовладелицу с железной волей и целеустремленностью, несчастную, трагическую женщину, положившую жизнь на то, чтобы любой ценой, сохранить дело, удержать капитал, спасти семью.

Спектакль поставлен по второму варианту пьесы Горького «Васса Железнова», написанному писателем в 1935 году, спустя 25 лет после создания первого варианта, когда тот вернулся с Капри в СССР. Написанному не вполне по воле самого Горького, а вследствие его сложных взаимоотношений со Сталиным, которые он хотел улучшить. Поэтому второй вариант пьесы, скорее, художественная необходимость. Он более идеологичен, там заострён конфликт с беглой революционеркой Рашель.

В советские времена эту пьесу рассматривали как трагедию собственности, трагедию класса. Однако времена Рашель миновали, эпоха сменилась, и сегодня в этом произведении видят социально-психологическую драму.

Спектакль «Творческой мастерской» тоже не о противостоянии старого и нового мира, двух враждебных начал - он о том, есть ли моральные ограничения для чувства долга, и правильно ли идти на сделку с совестью, на преступление во имя тех, кого любишь, перед кем, чувствуешь свою ответственность.

В советские времена Вассу принято было представлять в традициях Малого театра дородной купчихой. В наши дни Васса напоминает героиню спектакля Анатолия Васильева 1978 года, поставившего дореволюционный вариант пьесы: теперь она стройная, строгая, напряженная, как струнка.

Героиня «Творческой студии», которую играет Виктория Федорова, именно такая. За внешней суровостью скрывается уставшая, претерпевшая бесконечное множество обид и унижения от жестокого, распутного мужа, женщина, преданная своему делу, осознающая ответственность и за родных, и за своих многочисленных работников.

В роли Сергея Петровича Железнова, мужа Вассы - Евгений Терских.

Рашель, которую играет Галина Пелевина, скорее, отрицательный персонаж, картонная фигура с лишенной позитивной жизненной практики идеологией.

Кроме того, Горький, прекрасно знавший подоплеку революционного движения, сам, общавшийся с экспроприаторами, грабившими банки и учреждения для пополнения революционной казны, не имел иллюзий в отношении таких людей, как Рашель.

Хотя одержимостью своим делом она близка Вассе.
В Рашель, как и в Вассе, нет алчности.
Во властной судовладельце совсем нет личной заинтересованности в наживе, лично ей капиталы не нужны: она старается для семьи, для своих непутевых детей, но бесполезно - всё идет прахом, всё зря.

Писатель, а вслед за ним создатели спектакля, доказывают, что сделки с совестью, преступления, пускай во имя благих целей, не принесут добра.

Вот и у Вассы всё пошло прахом. Измученная заботами, работой, несправедливыми упреками обесценивающих ее родных она умирает в 42 года.

А кто любил Вассу? Только младшая дочь Людмила, которую играет Евгения Верещагина. Только она одна бросилась не к сейфу, а к телу матери, когда стало известно о ее кончине.

Образ Людмилы претерпел значительные изменения во второй редакции пьесы. Нет, она осталась той же доброй, красивой девушкой, но не вполне психически здоровой, стала блаженной... Не слишком высокого мнения о людях был Алексей Максимович в конце жизни...

А какова судьба нынешних «железных леди», живется ли им «весело, вольготно на Руси»?

Об этом размышляет Наум Коржавин:
«…Столетье промчалось. И снова,Как в тот незапамятный год —Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет.Ей жить бы хотелось иначе,Носить драгоценный наряд…Но кони — всё скачут и скачут.А избы — горят и горят»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!