Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ
Н.В. Гоголь
"НАСТОЯЩИЙ РЕВИЗОР"
Сценическая версия театра в одном действии
Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство"
Режиссер - Алексей Доронин
Третий день работы фестиваля «Русская классика» начался показом спектакля «Настоящий ревизор» по пьесе Н.Гоголя Орловского государственного театра для детей и молодёжи «Свободное пространство».
Режиссер - Алексей Доронин.
2025 год - знаменательный год юбилея: 215-летия со дня рождения Н.В.Гоголя и 185-летия со дня публикации поэмы «Мёртвые души».
Несмотря на то, что привязки к юбилейным датам весьма условны - это также и дань уважения гению, а, может, (ведь когда имеешь дело с фантастическим миром Гоголя - возможно всё) в пересечении дат разномастных, пёстрых событий на перекрёстке времен есть большой смысл...
Да, минуло без малого два столетия, но есть основания утверждать, что в наши дни, в 21 веке, творения Гоголя не менее актуальны, чем в 19-м. Они поистине бессмертны.
«Ревизор» не реалистическое произведение, и комедия лишь отчасти: это высокая комедия, преодолевающая собственные жанровые границы, преображаясь до неузнаваемости. Вот почему точное жанровое определение «Ревизора» так и не найдено.
Судя по тому, что эта пьеса является одной из самых известных в мире и признана классикой мировой драматургии, можно сделать вывод, что люди разных стран и культур узнают себя в гоголевских персонажах, всем понятна сатира на коррупцию и человеческие пороки.
Но всё же изображенный мир страстей и пороков, бесовщина, затаившаяся по углам дома городничего, присутственных мест, богоугодных заведений особенно понятны русской душе. Неслучайно «Ревизора» называют своеобразным национальным кодом, и каждый из нас расшифровывает этот код по своему. Собственную трактовку пьесы представил режиссер Алексей Доронин.
Декорации и костюмы художника-сценографа Людмилы Дорониной внешне воссоздают антураж 19 века, однако скоро становится ясно, что разыгрываемое действо может происходить где и когда угодно. Более того, оно может происходить в мире духовном: есть теория, согласно которой, пьеса «Ревизор» - символическое, метафизического характера произведение, описывающее битву добра со злом в душе человека, где персонажи - символы пороков, гнездящихся в душе человека, а Ревизор - это высший Судия, который, в только ему ведомый день и час, явится, требуя ответа с этой души.
В каком образе Он явится? Может, в образе юродивого калеки-слуги, которого играет Иван Беликов, над которым постоянно издеваются и насмехаются чиновники и челядь,и который в финале превращается в нечто вроде карающей десницы?
..На мой взгляд, метафизическая трактовка пьесы во многом близка сценической версии Доронина.
Об этом говорят, в том числе, символы и лейтмотивы то здесь, то там мерцающие в пространстве пьесы.
Так, например, с самого начала и до конца действия над героями как бы парит проекция фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, а прямо под ней через всю сцену протянулся стол, один в один напоминающий стол с фрески.
Фигура Иисуса Христа на фреске как бы венчает, осеняет всё происходящее, ясно давая понять, кто такой «Настоящий Ревизор»...
«Исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; Ты взвешен на весах и найден очень лёгким» - эти слова, начертанные таинственной рукой на стене во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона, и есть слова и явление настоящего Ревизора.
...В спектакле много блистательных актёрских работ, о каждой можно много говорить. Гротескные образы, созданные актерами, помогают ощутить иррациональную силу гоголевских персонажей, увидеть как в мире, где процветают хлестаковы, ляпкины-тяпкины, земляники смысл опрокидывается в бессмысленность.
И во времена Гоголя, и в наши дни находятся критики, не принимающие остроту его сатиры. Писатель сам ответил им устами своих персонажей и еще дал своеобразное напутствие современникам и потомкам - тем художникам, которые пойдут по его стопам, продолжая обличать и искоренять пороки в общественной жизни и своей душе:
«Господин В. Но позвольте вам заметить: это уже некоторым образом наши общественные раны, которые нужно скрывать, а не показывать.
Господин П. Это правда. Я с этим совершенно согласен. У нас дурное нужно скрывать, а не показывать.
Господин Б. Если бы слова эти были сказаны кем другим, а не вами, я бы сказал, что ими водило лицемерие, а не истинная любовь к отечеству. По-вашему, нужно бы только закрыть, залечить как-нибудь снаружи эти, как вы называете, общественные раны, лишь бы только покамест они не были видны, а внутри пусть свирепствует болезнь — до того нет нужды. Нет нужды, что она может взорваться и обнаружиться такими симптомами, когда уже всякое лечение поздно. До того нет нужды. Вы не хотите знать того, что без глубокой сердечной исповеди, без христианского сознания грехов своих, без преувеличенья их в собственных глазах наших, не в силах мы возвыситься над ними, не в силах возлететь душой превыше презренного в жизни. Вы не хотите знать этого. Пусть глух остается человек, пусть сонно проходит жизнь свою, пусть не содрогается, пусть не плачет в глубине сердца, пусть низведет до такого усыпленья свою душу, чтобы уже ничто не произвело в ней потрясения! Нет… простите меня. Холодный эгоизм движет устами, произносящими такие речи, а не святая, чистая любовь к человечеству».
