Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ
И.А. Бунин
"ДЕРЕВНЯ"
Очерки русской провинции
Драматический театр города Ельца "Бенефис"
Режиссер - Владимир Кузнецов
НАВСТРЕЧУ СВЕТУ НАДЕЖДЫ
Третий день работы фестиваля «Русская классика» завершился спектаклем «Деревня» по одноименной повести И.Бунина Драматического театра Ельца «Бенефис».
Режиссер - Владимир Кузнецов.
Елец - город с интересной исторической и литературной судьбой, с собственным лицом, харизмой и особой художественной мифологией. С Ельцом жизнью и творчеством связаны писатели и философы с фокусом внимания на духовную сферу: И.А. Бунин, М.М. Пришвин, религиозный философ, «русский Фрейд» В.В. Розанов, религиозный философ Сергий Булгаков.
Театральная биография города не менее яркая. Более ста пятидесяти лет его театральным традициям. Уже в первой половине XIX века здесь существовал профессиональный драматический театр. В Ельце работали работали А.Н.Островский, П.М.Садовский, М.С.Щепкин, В.И.Немирович-Данченко. На гастроли сюда приезжали Федор Шаляпин и Сара Бернар.
Однако главное из многих художественных сокровищ, которыми богат миниатюрный городок из шкатулки, то первое, что приходит на ум при упоминании Ельца - то, что здесь жил Иван Алексеевич Бунин - прозаик-живописец, поэт, первый русский нобелевский лауреат и последний русский классик, пушкинеанец, «певец осени, грусти и дворянских гнезд», «одна из самых непростых личностей в русской литературе».
Логично было ожидать, что елецкий театр подарит зрителям глубокий, сложный, трагичный и, несомненно, выдающийся спектакль по произведению Бунина.
Это первая и до сих пор единственная постановка в мире по повести Бунина «Деревня».
Спектакль родился из эскиза во время театральной лаборатории в театре Бенефис, когда приглашенным режиссерам предложили создать спектакли-эскизы по произведениям Ивана Алексеевича. По итогам зрительского голосования для продолжения работы выбрали эскиз Владимира Кузнецова.
..Повесть Бунина, как и спектакль елецкого театра, о правде жизни русской деревни начала 20 века, без прикрас, как есть, во всю глубину падения и беспросветицы русской глубинки, о нищете, голоде, угнетении. Но также она и о добром, светлом, которое,несмотря ни на что, пробиваясь нежными ростками сквозь вековую морозь и стынь, живет в душе.
Писатель и создатели спектакля задаются вопросом: почему все герои, и те, кто всю жизнь работал на свой карман, правдами и неправдами пытаясь урвать у судьбы всё,что получится, и люди, верящие в просвещение, отстаивающие гуманистические идеалы, в итоге приходят к одному и тому же - горькому разочарованию. Есть ли выход из обреченности русского захолустья?
Строгий символизм в декорациях, живое хоровое пение сосредотачивают зрителя на внутренней работе, на напряженной рефлексии над сложными вопросами.
Максим Краснов и Дмитрий Голобородов в роли братьев Красовых очень убедительны. Нельзя ни отметить и замечательную актерскую работу Дианы Михайловой в роли «молодой».
Спектакль стал дебютным для самого юного исполнителя - Мирона Григорьева. Он становится символом надежды, призрачной, но жизнеутверждающей.
Спектакль «Деревня» - честное, беспристрастное размышление о национальном характере и судьбе России, о том, как вырваться из порочного круга беспросветицы навстречу свету надежды.
