Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

"РУССКАЯ КЛАССИКА". Дневник фестиваля. День второй

12 октября 2025

Театральные зарисовки Инги РАДОВОЙ

И.С. Тургенев
"ОТЦЫ И ДЕТИ"
Мичуринский драматический театр
Режиссер - Гульнара Галавинская

ПО СЛЕДАМ КОНФЛИКТА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

Во второй день работы фестиваля «Русская классика» зрители посмотрели спектакль «Отцы и дети» по одноименному роману И.С.Тургенева Мичуринского драматического театра.

Режиссер - Гульнара Галавинская.

Перед встречей со спектаклем, поставленным по классическому, хрестоматийному произведению я, как, вероятно, многие зрители, всегда немного взволнована и заинтригована: смогут ли создатели спектакля не расплескать важные мысли, ценные наблюдения, неотъемлемые от данного произведения смыслы, которыми наделил его автор? Смогут ли сквозь пелену времен увидеть в произведении то, что живо откликается сегодняшнему дню? Удастся ли найти жемчужины смысла, прежде незамеченные пытливыми умами и душами?

В случае со спектаклем «Отцы и дети» интерес был тем более велик, ведь Мичуринский драматический театр – один из старейших театров России. У театра города-наукограда, как и у театра «города первого салюта», в этом году - юбилей: Мичуринскому драматическому театру - 125 лет, Орловскому государственному академическому театру имени И. С. Тургенева - 210 лет.

Думаю, орловчанам, которые гордятся тем, что в Орле несколько лет жил и работал Бунин, будет интересно узнать, что весной 1918 года по приглашению студентов Иван Алексеевич читал свои рассказы в Мичуринском (тогда Козловском) театре.

Да...везде прослеживается связь времен, то здесь, то там слышится эхо минувшего...В том числе и этому непреложному закону бытия посвящен самый знаменитый роман Тургенева «Отцы и дети».

Связь времен, преемственность поколений, эта заветная Ариаднина нить, не всегда протягивается сквозь тихие заводи и спокойные воды: бывает, путь ее лежит через громы и грозы революций, общественных потрясений, семейных драм и конфликтов. Бывает, она прерывается,и на одно эхо в мире становится меньше, глуше...

Конфликт, рвущий связующие нити, вынесен писателем в заголовок романа: в фокусе - противостояние отцов и детей. В центре внимания создателей спектакля та же проблематика: спектакль о том, какие преграды на пути взаимопонимания возникают между людьми разных возрастов, мировоззрений, социальных групп да просто между разными людьми.

Для того, чтобы сценический текст звучал актуально, а содержание спектакля конвертировалось в зрительском восприятии в живую образную плоть сегодняшнего дня, используются разные приемы.

Тургеневские герои переоделись в привычную нам одежду. Музыка, современная хореография Артура Ощепкова, использованные в отдельных сценах, помогают избежать излишней литературоцентричности. Оригинальная сценография Татьяны Анастасовой не отсылает зрителя к антуражу конкретной эпохи, но ясно дает понять, что действие происходит, плюс-минус, в наши дни. В зеркальных стенах, ограничивающих пространство сцены, отражаются герои сегодняшнего спектакля, и их отражения напоминают об отцах и детях, которые десятилетия и столетия назад мучились знакомыми нам проблемами, и намекают о будущих поколениях, которые, наверняка, столкнуться с теми же вызовами.

Александр Прохоров в роли Евгения Базарова резок, бескопромисен, он ставит под сомнение неоправдавшие себя догмы, закоснелые устои, дутые авторитеты, но в порыве сбросить всё, представляющееся ему балластом, с парохода современности, причиняет боль любящим его людям. Идеолог не выносит холода дисциплины собственной идеологии.

Павел Петрович Кирсанов, которого играет Сергей Дубровский, защищает свои нравственные ценности, отстаивает свои взгляды на мир, но порой проваливается в бесконечное славословие и не замечает мировоззренческие ошибки, которые совершает каждое поколение, в том числе и то, к которому он принадлежит.

...Конфликт отцов и детей вечен, но чтобы он не обернулся ледяной враждой, чтобы не прервалась связь времен, важно - говорит нам, потомкам, Тургенев, а за ним создатели спектакля - чтобы всегда оставалось негасимым чувство, и тогда, даже в самом конце, мы сможем воскликнуть: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!