Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Завершился первый литературный конкурс зрительских рецензий

26 апреля 2019

СЛОВО ИЗ ЗАЛА 

Год Театра в России набирает обороты, в театрах, музеях, библиотеках, проходят различные фестивали, выставки, конкурсы, викторины посвященные театру. В Орловском государственном академическом театре имени И.С.Тургенева завершился первый  литературный конкурс зрительских рецензий  «СЛОВО ИЗ ЗАЛА».
В конкурсе принимали участие самые активные зрители нашего театра:   от дошкольников до учителей и родителей. Торжественная церемония награждения прошла 25 апреля на большой сцене Тургеневского театра, дипломы победителям вручал директор театра  Елена Ивановна Казакова.
Победителями конкурса зрительских рецензий в 2019 году стали:
Радова  Инга Витальевна - рецензия на спектакль    «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ»
Елисеев Андрей Ильич -  рецензия на спектакль «БЕЗМОЛВИЕ»
Мальцева Елена Руслановна - рецензия на спектакль  «КОЗА-ДЕРЕЗА»
Поздравляет всех участников конкурса!

«Когда не нужны слова»

В год Театра грех не посетить «храм искусства». Вот и мне посчастливилось наконец попасть на премьерный спектакль Орловского государственного академического театра им. И.С.Тургенева «Безмолвие» (режиссерский дебют Антона Карташева).

Инсценировка рассказа Тургенева «Муму», выполненная самим Антоном, обозначена как «сон о крохотном счастье». Ведь если не лукавить, не прятаться от себя настоящего, то для счастья, и правда, надо совсем немного. Любви! Наверно, ради любви и случился этот спектакль, ради и во имя Любви!

Потрясает музыкальное сопровождение спектакля (народные песни в современной обработке), задающее нужный тон каждой мизансцене; потрясает сам ритм всего действия, его исполинская мощь, которая сродни самому Герасиму. Получаешь наслаждение от каждого движения, жеста, дыхания актеров. Близость к зрителю (действие разворачивается на малой сцене театра) делает спектакль совсем личным. Все герои и их эмоции как на ладони, что повышает планку актерской игры. И надо признать, Антоном подобран великолепный ансамбль актеров, так что это ещё и отличная командная работа!

Особенно пронзительны сцены взаимоотношений Герасима (Антон Карташев) с Татьяной и Муму (может, секрет в блестящей работе Ольги Карташевой, сыгравшей Татьяну и вдохнувшей жизнь в Муму). Слаженность игры Антона и Ольги – это даже не игра, это существование одного целого (как на сцене, так и в жизни). А появление в спектакле юного Матвея Карташева добавляет этой истории ещё капельку нежности и чистоты, которой подчас так не хватает другим героям тургеневского рассказа, да и нам – взрослым – тоже.

Поражает и завораживает самоотдача Антона, играющего Герасима (а ведь не забудьте, что это роль немого!). Безмолвен Герасим, но не бесстрастен. И если своей физической силой он привык управлять (недаром выполнял в деревне самую тяжелую работу), то обуздать внутреннюю свою мощь он не в состоянии. И словно ураган, мечется и мается во всей красе своей мужицкой природы. То, что не может выразить словами, выражает руками и кулаками! Обнажая могучий торс, обнажает и душу, но не грубую, как его мозолистые руки, а ранимую и кроткую. Которая дорожит, как сокровищем, выпавшими на ее долю крохами счастья и любви.

Думаю, эту постановку ждет счастливая сценическая судьба. Ведь если у Ивана Тургенева хватило слов, чтобы в небольшом рассказе поведать о главном (на то он и классик!), то у Антона Карташева нашлись прочие таланты, чтобы облечь слова в ту самую очень верную форму, доходящую до самого сердца.

Андрей Елисеев

 

Гуманизм и индивидуализм в семейном интерьере

2019 год объявлен годом театра.  Да-да, я уже слышу, как уважаемый читатель, с неудовольствием пробегая первую строчку, справедливо замечает, что не дурно бы автору быть немного оригинальнее и хоть в первом абзаце не позориться шаблонными формулировками.
Ваша правда. Честное слово, я бы и сама начала, в лучшем случае, со второго, так как тоже всегда считала юбилеи, памятные даты и прочие календарные ориентировки во многом условностью, галочкой, прочерченной чьим-то паркером.  Но, раз задумавшись, поняла: то, что для одного - клише и пустое место, там для другого открывается целый мир.
Если некую памятную дату человек делает событием своей внутренней жизни, испытывает к ней личное отношение, взаимодействуя с ней в собственных мыслях и чувствах - иными словами, проживает её здесь и сейчас, тогда безликая галочка превращается, к примеру, в белоснежную чайку на занавесе МХАТа.
Современные театральные практики вовлекают зрителя в обширнейшую область самых смелых экспериментов, где он уже не созерцатель, а наравне с режиссером и актером – искатель главных смыслов и новых путей в искусстве, философ, художник, гражданин.
И все-таки первый шаг на этом пути будет тем же, что и во времена Станиславского: непосредственный визит в театр.
Помните, как читая отрывок из статьи Белинского о театре, Татьяна Васильевна Доронина грудным бархатным голосом безоговорочно убеждала: «Ступайте в театр! Живите и умрите в нем. Если можете…»? Разумеется, помните.. Так вот я не призываю заходить так далеко, но прекратить ровно год откладывать поход в театр непременно стоит.
Полагаю, если вы остановите выбор на новом спектакле Орловского академического театра имени И. С. Тургенева «Семейное счастье», поставленном по одноактным пьесам А.П. Чехова «Медведь» и «Предложение», то не ошибетесь.
Режиссер-постановщик спектакля – выдающийся мастер сцены, актер театра и кино, примеривший на себя более двухсот художественных образов, народный артист России Петр Воробьев.
Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2019 года.
Наверняка, не случайно выход спектакля пришелся на последний день зимы, когда все пребывают в предощущении самого долгожданного и многообещающего времени года – весны. Вероятно, мало где любят весну так, как в традиционно холодной России. Для нас весна воплощает в себе самое лучшее и светлое, всё, так или иначе рифмующееся с любовью. И спектакль на ту же тему, которую еще не смог закрыть ни один мировой гений: о любви.
Сюжетные линии в целом не претерпели изменений, следуя в фарватере текстов Антона Павловича. В первом отделении – история помещика Смирнова (Павел Сыромятников), гуляки, дамского угодника, и  помещицы, молодой вдовы Поповой (Ольга Форопонова), скорбящей о смерти супруга.
Смирнов, поиздержавшийся хозяин соседнего имения, требует от нерастерявшейся вдовицы вернуть долг покойного мужа. Получив отказ, поручик затевает ссору и вызывает хорошенькую соседку с характером и «с ямочками на щеках» на дуэль. Впрочем, кроме стрел Амура, никакое другое оружие не причиняет героям повреждений.
Во втором отделении -  история помещика Ломова (Павел Сыромятников), физически благополучного, но фатально мнительного, и Натальи Степановны (Ольга Форопонова), дочери помещика Чубукова (заслуженный артист России Михаил Корнилов), мастерицы во всем «доходить до самой сути», и пока не дойдет - не успокоится.
Тут тоже нет расхождений с классическим текстом: Ломов задумал жениться и с тем приходит к отцу хорошенькой девицы, живущей по соседству. Казалось бы, ничего не предвещало… Тем не менее, обещавшая быть сахарной и медовой, как тульский пряник, семейная идиллия оборачивается грандиозной ссорой молодых с шумом, криками и скрежетом зубовным, которые никак не могут поделить крохотный участок земли. Спорными территориями оказываются Воловьи Лужки, история наследования коих темна, запутана и восходит к тем достославным временам, когда изрядно раздосадованных молодых еще и на свете не было.
Ни многолетние добрососедские отношения, ни весенняя любовная лихорадка, ни доводы разума не снижают эмоциональный накал спора до белого каленья.
«Нет, вы просто шутите или дразните меня, – голосит что есть мочи темпераментная Наталья Степановна, - сюрприз какой! Владеем землей чуть ли не триста лет, и вдруг нам заявляют, что земля не наша!»  «Если бы, сударыня, не это страшное, мучительное сердцебиение, - надрывается Ломов, - если бы жилы не стучали в висках, то я поговорил бы с вами иначе! (Кричит.) Воловьи Лужки мои!»
Едва страсти чуть улеглись, находится новый, не менее смехотворный по своей насущной проблематике повод для выяснения отношений, а именно: чья собака лучше. Битва голодных гигантозавра с тиранозавром за одного укокошенного травоядного – ничто в сравнении с ожесточенной полемикой молодых о том, кто же: ломовский угадай или чубуковский Откатай, должен носить гордое звание самого густопсового кобеля «на районе».
Однако же опыт одерживает верх над молодостью: когда утомленные влюбленные, с трудом переводя дыхание, расползаются по углам условного ринга после жесткого клинча, Чубуков успевает соединить руки дочери и Ломова и, «времени не тратя даром», мигом благословляет их.
Симптоматично, что сразу после счастливого воссоединения споры возобновляются.  Чубукову только и остается, что воскликнуть: «Ну, начинается семейное счастье!» - и далее, стараясь перекричать молодых, - Шампанского! Шампанского!»
В общем, если хотите увидеть умный, ироничный, добрый, легкий по стилю и актуальный, своевременный по содержанию спектакль, то вам надо в ОГАТ имени И. С. Тургенева.
«Семейное счастье» - постановка о разрушительной силе стереотипов и шаблонов мышления, губительных и для частной жизни отдельного человека, и для всего социума; о неутоляемой, иррациональной жажде эго все поделить и присвоить, не дающей шанса ни любви, ни взаимопониманию, ни любым другим гуманистическим ценностям, которые отстаивает классическая русская литература. Этот спектакль – смех над абсурдом и нелепицей в нашей жизни.
Таким образом, он ставит те вопросы, стремится к реализации тех идеалов, что и автор пьес.
Ведущий мотив творчества Чехова – призыв к духовной свободе и раскрепощению личности. Подхватывают его и создатели спектакля

Инга Радова

 

Про Козу- Дерезу

Первого сентября, я вместе со своим классом  ходила в театр имени И. С. Тургенева. Мне очень понравился  яркий и веселый спектакль   «Коза-Дереза». Особенно понравились  красочные костюмы и веселая музыка.
Главная в спектакле  Коза – Дереза по вине,  которой происходят все ссоры. Хитрая Коза-Дереза любит бездельничать, притворяться голодной и несчастной. Пользуясь любовью Деда, поверившего ей, она  совсем завралась. Обидела Бабку и Внучку. А еще обманула, собачку Шарика и Медведя.
Хитрющая, ленивая и всем недовольная хулиганка Коза получилась очень обаятельной и веселой.  Она  и пела, и плясала, и смешила! 
Коза запомни раз и навсегда, что говорить нужно правду и только правду, не наговаривай никогда на близких людей, не обижай их.  Нужно всегда жить в мире и  дружить. И тогда все будет хорошо!
Спасибо режиссеру и всем актерам за веселый и поучительный спектакль, было очень весело. Спектакль получился  супер!  С удовольствием  пойду ещё раз, чтобы посмеяться над проделками Козы-Дерезы.

Елена Мальцева

26 школа, 2 - б класс

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!