На сцене Орловского государственного академического театра им. Тургенева 25 и 26 мая состоялась премьера спектакля «Европа подождёт» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды».
Ставить романтическую музыкальную комедию, как заявлено в афише, приехал известный столичный режиссёр Ильдар Гилязев.
Действие по пьесе разворачивается в начале 18 века во дворце королевы Англии Анны. В это время Англия со своими союзниками ведёт войну за испанское наследство против франко-испанской коалиции. Однако по пьесе, и в спектакле мы это тоже видим, главное место занимают не политические войны, а любовные.
Фарс, тайны королевского двора, сплошные интриги, простое человеческое счастье и даже актуальные в контексте сегодняшнего дня кредиты – всё это и не только отражается в спектакле.
Здесь много абсурда и комично-трагичных положений. Англией «железною рукой» правит не Королева, которая отличается своей добротой и слабохарактерностью, а Герцогиня Мальборо (актриса Нелли Галченко). И вместо того, чтобы дать ей отпор, Королева (актриса Светлана Мартюшева) изнывает от скуки и надеется найти любовь. Член Парламента, виконт Болингброк (артист Сергей Аксиненко), между делом признаётся: «Я стал хорошим министром, потому что танцевал джигу». И здесь далёкий восемнадцатый напоминает наш век, когда по карьерной лестнице поднимаются не благодаря профессиональным качествам. Во дворце всё меняется с появлением офицера Мешема (артист Михаил Лысанов). И что удивительно, все три героини – Королева, Герцогиня и бедная продавщица ювелирного магазина Абигайль (актриса Надежда Захаркина), влюбляются в молодого человека. Но ответную симпатию получают не знатные дамы, а простая девушка. Вот здесь и разворачивается настоящая война за любовь. Однако по спектаклю не совсем понятно, почему Мешем удостоился такого повального женского внимания. Харизматичным его не назовёшь, настойчивым и активным тоже, разве что молодостью берёт.
Главная же мысль, проходящая через весь спектакль, заключается в том, что для всех персонажей личные дела и интересы важнее государственных. А Европа подождёт!
Казалось бы для воссоздания атмосферы восемнадцатого века, тем более придворной жизни, просто необходимы роскошные декорации. Но режиссер-постановщик Ильдар Гилязев и сценограф Андрей Рыжий нашли для своей оригинальной сценической версии спектакля другое решение. В ход пошли современные технологии. Королевские покои, зал, парк и прочие виды проецировались на белом полотне на заднем плане. Режиссёр посчитал, что этого будет достаточно, чтобы сохранить ощущение того времени. Однако, на наш личный взгляд, одних гротескных костюмов в стиле барокко было мало. И сценическое оформление оказалось неубедительным.
Удивить зрителей режиссёр хотел и музыкальным сопровождением, заменив длительные монологи на песни и арии, а диалоги на дуэты, местами переложенные на рэп (композитор Урал Идельбаев). Отдать должное нужно и артистам за вокальное исполнение номеров. Но чувство затянутости некоторых сцен, особенно в начале спектакля, долго не покидало. В данном случае дополнительные декорации и перемещение между ними выручили бы актёров, забрав на себя часть внимания. Это же не психологический спектакль и не моноспектакль, где для создания того самого желанного контакта со зрителем не нужно ничего лишнего, а минимализм лишь подчёркивает глубокий смысл и усиливает напряжение. Это музыкальная комедия! Должно быть смешно, подвижно и легко! Спасибо Болингброку, а точнее Сергею Аксиненко, который, по сути, один и несёт на себе груз достижения этих целей. Его шутки и воплощение образа своего персонажа на сцене действительно забавляют публику и не дают окончательно погрузиться в дрёму.
Кстати, режиссёр дал жизнь и новым персонажам – Сюжету и Интриге (артисты Антон Бачурин и Ирина Щеглова), которые периодически появляются на сцене для контроля происходящего и для того, чтобы передать в руки актёров микрофон. Последнее, по нашему глубоко личному мнению, напоминало торжественное шествие факелоносцев на олимпийских играх, что выглядело не совсем уместно.
Переломным моментом более чем двухчасового спектакля стало появление стакана воды, как условного знака, который разбиваясь, словно обнажает правду. Становится известно, что убийцей кузена Болингброка является Мешем. У Королевы наконец-таки прорезывается голос, и истинные бразды правления переходят в её руки. Герцогиня вынуждена уйти. Но она возвращается в надежде разоблачить Мешема, несостоявшегося любовника, и отомстить Королеве. Но ситуацию спасает смышлёный интриган Болингброк. В результате Королева, смирившись со своей неудачей на любовном фронте, благословляет союз Мешема и Абигайль. И после решения амурных вопросов переходит к политическим, заявляя о заключении мира с Францией.
Вот так простой стакан воды помог избежать беды и расставить всё по своим местам.
Мы смотрели спектакль в исполнении этого состава участников, но театр, для привлечения зрителей, большей занятости актеров и создания между ними творческой конкуренции поставил своей целью каждый новый спектакль выпускать с несколькими составами актеров, поэтому, возможно, тем, кто смотрел или еще посмотрит этот спектакль в исполнении других актеров, наше мнение покажется неубедительным. Главное, что спектакль вышел, спектакль заставил о себе говорить, спектакль всколыхнул общественное мнение, возбудил споры и пикировки неоднозначных мнений, значит, спектакль состоялся, так пожелаем же ему долгой сценической жизни.
Источник: Ольга Аверкиева,www.infoorel.ru