Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Королевские игры тургеневского театра

03 июня 2013

В Орловском академическом театре им. Тургенева состоялась премьера спектакля «Европа подождет!» по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды». Спектакль, поставленный известным столичным режиссером Ильдаром Гилязевым, покорил орловского зрителя необычной режиссерской трактовкой, романтическими ариями и остроумными шутками.

В кромешной темноте зрителя ослепляют яркие вспышки фонариков — это крадутся по залу необычные, не предусмотренные Скрибом персонажи спектакля: Сюжет и Интрига. Они будут своеобразными ведущими спектакля. Без их присутствия не обходится ни одна сцена: они подают микрофоны героям перед исполнением вокальных номеров, выносят бутафорию, а порой даже подстегивают персонажей к тому или иному действию. Сюжет (Антон Бачурин) и Интрига (Ирина Щеглова) — гротесковые персонажи. Их костюмы — соответственные: в стилизованных пышных нарядах королевских придворных 18 века неожиданно замечаешь панковские, кичевые элементы: полосатые чулки, яркие ленты… (сценография и костюмы — Андрей Рыжий). Их фантасмагоричность подчеркивают вычурные движения и утрированная, нарочито театральная мимика.

Сцена во время всего спектакля … абсолютно пуста — декорации отсутствуют. Голое пространство не позволяет актерам «спрятаться» за оформление — зрителя можно привлечь только лишь актерской игрой. Эта задумка режиссера — своеобразный эксперимент! — вызывает у зрителя неоднозначное впечатление. Отсутствие декораций поначалу несколько коробит, но хитро закрученный сюжет, режиссерские и актерские находки не дают скучать. А потом убеждаешься, что роль декораций прекрасно выполняют проекции на заднике сцены. Мы видим пышные покои Сент-­Джеймского дворца, английский парк… Кроме того, в спектакле используются целые киноролики. К примеру, зритель видит настоящий клип, рассказывающий о том, как молодого прапорщика Мешема (Михаил Лысанов) оскорбил знатный дворянин.

Мы погружаемся в дворцовые тайны, полные интриг, сплетен, обманов и козней. В погоне за властью и политическим влиянием герои не гнушаются ни чем. Но самым важным двигателем грандиозных политических событий, считает Скриб, а за ним и режиссер, являются … человеческие слабости. В самом начале спектакля один из главных героев, герцог Болингброк (Сергей Аксиненко) твердит об этом юной героине Абигайль (Надежда Захаркина): «Вы полагаете, вероятно, как, впрочем, и большинство людей, что политические катастрофы, революции, падения империй вызываются серьезными, глубокими и важными причинами… Ошибка! Герои, великие люди покоряют государства и руководят ими; но сами они, эти великие люди, находятся во власти своих страстей, своих прихотей, своего тщеславия, то есть самых мелких и самых жалких человеческих чувств». Эта идея проходит красной нитью через весь спектакль, да собственно, чтобы проиллюстрировать ее, и написана пьеса.

Чтобы не утомлять зрителя длинными монологами и диалогами, которых так много у Скриба, режиссер решил положить их на музыку, таким образом в спектакле появились арии и дуэты (композитор Урал Идельбаев).

В спектакле более десятка вокальных номеров. Как было обещано, половина из них действительно станут хитами. Арии и дуэты органичностью и легкостью мелодии напоминают знаменитые вокальные номера из таких популярных фильмов как «Д’ Артаньян и три мушкетера» или «Гардемарины, вперед!». Ярко, необычно и свежо звучит дуэт герцога Болингброка и герцогини Мальборо (Нелли Галченко). Два злейших врага поют о своих «нежных» чувствах друг к другу… в стиле рэп. Хип­хоповским речитативом чеканит слова герцог, протяжно­эротично, словно поп­дива, отвечает ему герцогиня. Такие хулиганские выходки режиссера не дают зрителю заскучать и погрязнуть в хитросплетениях исторических событий (затяжная война Англии с Францией), на фоне которых разворачивается действие. Неожиданные выходки персонажей заставляют с неослабевающим вниманием следить за происходящим на сцене. Вот «ядовитая» герцогиня Мальборо с лупой в руках изучает письмо, вырвав его из рук слабохарактерной королевы (Светлана Мартюшева). Прочитав и скомкав письмо в бумажный шарик, она использует лупу как ракетку для пинг­понга и отправляет шарик прямо в зрительный зал. А вот юная Абигайль, закончив петь арию, восторженно кружится от счастья по сцене, зажав в руках микрофон, а в это время экстравагантный Сюжет, кривляясь и паясничая, комично пытается-­таки вырвать у героини микрофон.

Изобретательно выстроена режиссером сцена дуэли Мешема и его высокопоставленного обидчика: на фоне спроецированного на задник английского парка видны отчетливые, будто вырезанные из бумаги, фигуры дуэлянтов. Их движения замедленны, грациозны, шпаги скрещиваются с подчеркнутой театральностью… Эта мизансцена очень зрелищна.

Великолепна в роли королевы Анны актриса Светлана Мартюшева. Зритель увлечен тем, как меняется ее героиня в ходе действия. В начале спектакля это идущая на поводу у фаворитки безвольная политическая невежа. Судьба Англии ее нимало не волнует — она влюблена в молодого Мешема. Когда же она узнает о любви к Мешему своей статс­дамы… Тут королева преображается и не на шутку вступает в битву: ее круглые скучающие глазки начинают метать молнии. Как выразительны движения пальчиков королевы — кажется, у них своя собственная партитура роли, которую они играют на протяжении всего спектакля на пышном королевском платье. Они неподвижно спокойны, когда королева скучает, и нервически вздрагивают, когда она волнуется или вынуждена лгать. А как нежна королева в той сцене, где Мешем целует кончики ее пальцев: как птичка трепещет она всем телом — кажется, королева сейчас взлетит от переполняющих ее эмоций.

Запомнился яркий момент спектакля — в сцене приема французского посла (Павел Легкобит): придворные, чинно танцующие менуэт (хореограф Виктория Козлова), вдруг поворачиваются к зрительному залу уже в темных очках, а звуки менуэта на миг перерастает в музыку из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» — сия внезапная метаморфоза, видимо, должна предупредить зрителя — везде шпионы!

Сюжет закручивается, Интрига в неистовстве. И вот поворот, разрешащий все беды: и политические, и любовные. Абигайль и юный Мешем наконец­-то вместе, на смену изнурительной вой­не приходит долгожданный мир, королева спасена от позора, Болингброк получает желанную высокую должность в парламенте.

А что же королева? Финальный примирительный общий танец в спектакле смягчает горький осадок от ее так и не сложившегося романа. Слабую, нежную героиню зритель жалеет. Ее трепетная любовь вызывает сострадание. Сочувствуют ей и актеры — в финале участники спектакля лирично поют о любви уже не в образе своих персонажей, а от самих себя.

Неожиданно романтичная финальная песня перерастает в залихвастское русское «Яблочко». Королева, отбросив церемонии, выдает соло на… балалайке, ей подыгрывает на английском рожке, забыв надменность, герцогиня Мальборо… Европа отдыхает! Зал очарованно улыбается. Несмотря на то, что спектакль длился почти три часа, скучать не пришлось. Спектакль получился.

Источник: Орловская правда