Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39
31 июля 2015

Пожалуй, в современном куда-то бегущем, о чем-то постоянно тоскующем мире большая удача - встретить человека, который вот так запросто может сказать «Я сейчас счастлив».  Не успешен, не самодостаточен, не удовлетворен, а именно счастлив…

К таким редким уникальным людям относится актриса Орловского государственного академического театра имени И. С. Тургенева Надежда Захаркина. Ее представление о счастье сформулировано с философским размахом и повседневной простотой: «Счастье – это жить».

Благодатный актерский труд дарует неимоверное  количество «жизней». В сценической судьбе сплетаются и ветреные красавицы, и комические старухи, и лирические героини. Главное, что все персонажи в профессиональной копилке молодой еще артистки поражают своим уникальным отношением к миру, завораживают зрителя и делают его тоже хотя бы немножечко счастливее.

Надежда приехала в Орел из Тульской области, поступив в ОГИИК. Учеба захватила, закружила, да так, что и не сразу поняла, насколько близок ей по духу наш город, незаметно ставший родным.

Хотела стать режиссером, но счастливая «неслучайная случайность» познакомила ее с ОГАТ. Первым спектаклем, который увидела в театре, стали шекспировские «Два веронца» - очень энергичная, озорная и добрая постановка. Тогда и промелькнуло сомнение: по какую сторону рампы ее место?

А дальше – судьба и совпадения.

Узнала о наборе в третью орловскую студию СПбГАТИ. Попробовала свои силы на экзамене. Вроде бы не прошла суровый отбор... Через сутки раздался звонок с информацией о зачислении…

На этом все случайности закончились. Началась работа. 

Надежда вспоминает, насколько трудной была учеба, добавляя: «Тем дороже профессия…»

Бывало, ругали наставники своих неуемных студентов. Теперь, повзрослев, понимает, как помогло это воспитать характер, раскрыть то, чего сама о себе не знала, как трепетно на самом деле любили преподаватели учеников.

А уж в культурно-столичном Санкт-Петербурге педагоги и вовсе словно живут в другом измерении, где все на равных и всегда готовы к эксперименту. 

Они говорили о таких вещах, рассказывали такие секреты профессии, что сказать «я устал» после дней и ночей подготовки к экзаменам было, по крайней мере, стыдно.

Третий актерский курс театра, по словам Захаркиной, собрал на удивление талантливых и на редкость разных людей. Здесь были все оттенки, все стихии: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Даже непонятно, каким чудом все они могли учиться, работать и творить вместе.

Главный урок, который Надежда помнит со студенческой поры: «Нужно трудиться. Сомневаться и трудиться».

Сейчас, став профессиональной актрисой,  своего мнения не изменила: «Если кажется, успех у тебя в кармане, ты все потерял».

При этом всем без исключения тоже нельзя нравиться. Нужно просто быть органичной: «Если захочешь угодить каждому, потеряешь себя».

И еще одно Надежда прочно уяснила: «Хуже всего равнодушие – к себе, к зрителю, к режиссеру, к коллегам». В актерской профессии это сродни предательству.

Первые опыты, не считая этюдов, студенты третьей орловской студии СПбГАТИ делали в массовке мюзикла «Пеппи Длинныйчулок» -  ярком и  непокорном - прямо как сама Пеппи.

Их имена в программке,  танцы, песни — все было ново. Каждую сцену, каждый жест начинающие артисты выводили с завидным старанием, но и на импровизации тоже были готовы.   

Потом начались большие роли: Анна в «Звездах на утреннем небе», Наталья Ивановна в «Трех сестрах». Эта героиня будто открыла своеобразную прелесть бытия в мире, где нет места людям, «угнетенным» воспитанием и нравственным и поиском. Несмотря на неоднозначность образа, актриса показала персонаж без единого грамма фальши. Наталья без особого стеснения изменяет мужу, как спрут, распространяя свое влияние в его доме. Сначала хитростью, потом бесцеремонным упорством добивается поставленных целей. Но не вызывает зрительского презрения или снисходительности режиссера. Странно об этом говорить, но эта хищница для себя и по-своему счастлива...

Совсем иной характер у Василисы из «Пикничка». Она не вписывается ни в «старый», отступивший мир, ни в «новый», еще не оформившийся мир, наполненный странными людьми без всякого представления о морали. С одной стороны, дитя общества, города, своего времени, с другой -   будто лесная нимфа, неизвестно, откуда взявшаяся и куда ушедшая…

Для Надежды творчество – это «без конца и без краю мечта».  Ведь никто не знает, какой именно должна быть героиня. Даже всевидящий режиссер.

Каждая роль – что-то уникальное. Один спектакль всегда не похож на другой и всегда «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез».

Захаркина вспоминает, как трудно было работать в музыкальном спектакле «Европа подождет», где она играла роль юной Абигайль.

Это абсолютно неизведанный уровень, первый опыт таких постановок в жизни актрисы, который прошел весьма удачно, хотя и ранее  Надежда с большим трепетом и любовью исполняла для души и для друзей под гитару романсы, песни из кинофильмов…

Прелесть работы в ОГАТ в том, что  всегда можно рассчитывать на поддержку более опытных артистов.  Надежда нередко приводит слова одного из своих наставников: «Важно, чтобы на сцене люди в вас верили, и вы им верили»…

Захаркина очень требовательна к себе. Ее взгляд устремлен не только вперед, но и куда-то вглубь самой себя.

Говорит, даже роль Анны в дипломном спектакле «Шутники», которая неоднократно была удостоена зрительских оваций, сейчас она исполнила бы как-то по-другому. Нужно отметить, эта героиня с первого взгляда располагала к себе зрителя. Ее строгость и нравственная красота как нельзя лучше оттеняли «способ» жизни, взятый за норму всем остальным миром. Но удел девушки не морализаторство. Этот персонаж можно назвать знаковым. Ей, заботливой, настоящей, способной ценить любовь и видеть подлость, на роду написано сделать выбор, доказав его обоснованность…

Для актрисы, на счету которой уже немало серьезных главных ролей,  всегда особенно важно не обмануть юного зрителя.

С восторгом вспоминает, как в детстве смотрела спектакли, свято верила, что это Кикимора, а это избушка Бабы-Яги, что пенек может разговаривать…

Сейчас сама дарит восторг сказки и веру в волшебство.

Надежда с большим уважением и неким трепетом приводит высказывания о профессии своих кумиров, коллег по актерскому цеху. Ей особенно нравится творчество Виктории Исаковой, Марины Нееловой…

Сама на вопросы о рождении роли отвечает «Я не знаю, как это происходит, - я чувствую! Наверное, профессионализм придет с опытом».  

Но на самом деле «чувствовать» - это и есть вершина мастерства, незыблемое слагаемое сценической гармонии.

Имеется у Захаркиной и собственный профессиональный секрет: каждый раз играть для одного зрителя (даже если на самом деле его нет в зале) – самого-самого близкого человека, которого нельзя обманут.

И еще очень важно сохранять здоровую самоиронию, уметь абстрагироваться.

Однажды в спектакле «Как Настенька чуть Кикиморой не стала» девушка, уходя со сцену, случайно зацепила декорации и упала... Вот, казалось бы и повод для очередной актерской байки. А она говорит: «Это не я это Аленушка упала. И не мудрено, ведь она так спешила на помощь сестре…»

У Надежды Захаркиной есть мечта – быть светлым человеком, заниматься любимым делом, дарить людям радость.

А совсем недавно большая радость случилась и в ее жизни. Надежда прошла обучение в одном из самых успешных образовательных творческих проектов нашей страны - Международной летней театральной школе Союза театральных деятелей РФ.  Была среди 85 молодых актеров из 20 стран мира, в том числе США, Австралии, Великобритании, Германии, Болгарии, Грузии…

Программа обучения в школе оказалась по максимуму насыщенной, состояла из ежедневных занятий профессиональными дисциплинами с ведущими педагогами и профессорами столичных театральных вузов.

Посещали студенты тренинги по актерскому мастерству, сценическому движению, современному танцу, контактной импровизации, сценречи, фехтованию.

Свои мастер-классы провели  Вячеслав  Полунин, Сергей  Женовач, Лев  Додин,  Борис  Константинов.

При этом у актеров был уникальный шанс самим выбрать наставника, включившись в работу творческой мастерской Вячеслава Кокорина, Гитиса  Падегимаса, Вениамина  Фильштинского, к которому и записалась Надежда.

В группу также вошли молодые актеры из России, Украины, Армении, Израиля, Болгарии, Польши… Так девушка стала гражданином театрального мира. Многие из ее новых друзей едва изъяснялись на русском. Но на занятиях им удавалось приходить к завидному взаимопониманию. 

Кроме того, по результатам кастинга Надежда попала в команду хореографа музыкального театра имени Б. А. Покровского Алексея Ищука.

Их группа танцевала всегда… Вновь и вновь, превозмогая физическую боль, жуткий недосып, с радостью приходила на занятия. Результатом такого неученического труда стал пластический спектакль «Таинственные знаки» - о тех самых сигналах, которые нам посылает жизнь, и к которым мы не всегда прислушиваемся.

Постановка, отнявшая столько сил, пота и крови, была продемонстрирована всего трижды…

«Главная привилегия учеников актерской школы СТД РФ – быть собой», - говорит Надежда. Если сердце требует перед ужином прямо в одежде искупаться в фонтане – смелее в путь. На «большой земле» не поймут, а в школе присоединяться!

И прав был Вениамин  Фильштинский, который требовал от своих «школяров» ПРАВДЫ. Лгать, не выкладываться по полной – это значит изменять себе. 

Помните, в «Золушке»: «Я не волшебник, я только учусь!» 

Оказалось, научиться быть настоящим чародеем, повелителем человеческих душ можно в  Международной летней театральной школе СТД РФ.

Ее выпускники действительно почувствовали себя едва ли не всесильными волшебниками, которым подвластна единственно важная и порой такая непостижимая стихия – собственное тело и собственные эмоции. 

В обычной жизни Надежда скромна и обаятельна и вовсе не тяготеет к неординарным поступкам. Много читает, играет на гитаре, поет в кругу друзей.

Конечно, не всегда небо солнечно. Времена случается грусть. Но она тоже покорна улыбке этой удивительной девушки.

Стоит вспомнить один только случай. Однажды зимой – 30 декабря – так вышло, что у Захаркиной было совсем не праздничное настроение. Неизвестно отчего девушка решила пойти на птичий рынок и купить себе котенка.

И вот уже перед ней коробка с усатыми-полосатыми. Наверх из всей этой пищащей братии вырывается один котенок, самый целеустремленный, но далеко не самый обаятельный... Его и решила взять – за стремление к жизни в этот декабрьский мороз.  Назвала банально – Васькой. Правда, если бы имя подбирала сегодня, нарекла бы ни больше ни меньше Графом. Со временем лохматое чудо преобразилось, как в сказке про Гадкого Утенка.

Так Захаркина поняла еще один очень важный урок: чтобы твое настроение улучшилось, подари радость другому!

«Наверное, стоит научиться жить как кошка. Каждый человек по природе ходит «сам по себе». Ведь никому не под силу проникнуть в наши мысли, чувства. Одна возможность рассказать о них, не нарушив интимной тайны: выразить на живописном полотне, на бумаге, на сцене…», - размышляет актриса. 

Есть хорошая легенда.

Давным-давно Господь создал землю, деревья, животных. Человек стал владыкой над всеми ними. Но, когда он был изгнан из рая, опечалился и решил попросить зверей принести ему счастье.

- Хорошо, - сказали звери, пошли по свету в поисках человеческого счастья. Долго блуждали, но так и не нашли, даже не зная, как оно выглядит.  Решили отдать то, что их самих делало счастливыми. Рыба принесла плавники, хвост, жабры, чешую. Тигр - сильные лапы, когти, клыки и нос. Орел - крылья, перья, мощный клюв и острый глаз.

Но ничего из этого не принесло человеку удовлетворения. Тогда сказали ему звери, чтобы он сам пошел искать счастье.

С тех пор каждый человек ходит по земле, ищет счастье. Но лишь очень немногие догадываются искать его в себе… И Надежда Захаркина - одна из них.

Ольга Николаева

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!